Студентам педагогических колледжей и вузов – будущим воспитателям и учителям, если они, конечно, собираются трудиться по специальности, предстоит работать с детьми. Это очень ответственно! Поэтому практика в садиках, школах и детских летних лагерях, начиная уже со второго курса, является обязательной частью обучения. Рассказываем, к чему нужно быть готовыми. А главное – что о ней думают все участники процесса.

Дети хулиганят в классе
Добро пожаловать в реальный мир. Типичный класс в среднестатистической школе

Как все устроено

Практику будущие «мариванны» проходят в зависимости от выбранной специальности в садиках и школах. Вузы и колледжи, как правило, сотрудничают с детскими образовательными учреждениями, те ждут новые кадры.

У студентов чаще всего есть выбор – идти на практику, что называется, вслепую – куда направят или попроситься в знакомую школу, например, в свою бывшую альма-матер или место, где работают родственники. Педагогические династии в образовательной сфере приветствуются.

Практика обычно начинается уже со второго курса, она проходит ежегодно – вплоть до выпуска и заканчивается преддипломной подготовкой. С каждым разом, с каждым приходом в детское учреждение «погружение» в профессию проходит глубже. Организаторы стараются, чтобы будущие воспитатели и учителя столкнулись с разными ситуациями и отработали их.

По желанию сверх обязательных минимальных часов можно брать дополнительные. Причин несколько:

  • любовь к детям у педагогов по призванию;
  • возможность провести качественные исследования для диплома;
  • заработать денег, например, при трудоустройстве вожатым в летний лагерь.

У каждого студента что-то свое.

Один на один с ребятами даже самых ответственных студентов-отличников, конечно, сразу никто не оставит. Практика проходит под контролем куратора из своего учебного заведения и коллектива школы, лагеря или сада.

Все действия практиканта «завязаны» на собственную учебную программу и особенности детского образовательного учебного заведения. В идеале нужно охватить разные ситуации. В саду это проведение занятий, уход за малышами, прогулки, общение с родителями. В школе – уроки, организация внеклассной работы (поездок, экскурсий, походов, выступлений), родительских собраний. В лагере – всевозможные отрядные мероприятия и т. д., и т. п.

Но, как говорится, «гладко было ну бумаге, да забыли про овраги…»

Волнуются все

Практика – не только для студентов внове. Дети, к которым приходят будущие педагоги, по сути, потренироваться, могут:

  • Волноваться перед новым человеком и – как следствие – учиться и вести себя хуже, чем обычно.
  • Нарочно начинают испытывать нового человека на прочность, хулиганить.

Тревожатся и постоянные учителя. Как период практики отразится на отлаженном учебном процессе?

Мы решили узнать, что думают о практике педагоги со стажем, студенты и, конечно, дети и пообщались с участниками образовательного процесса, почитали профессиональные форумы. Оказывается, к практике в том виде, в котором она существует сейчас, настороженно относятся все.

Мария К., 23 года. Окончила педагогический вуз, но по специальности не работает:

После педагогической практики я пришла к выводу, что была совершенно не готова к работе в школе с психологической точки зрения. В обычной (не элитной) школе учатся дети из самых разных социальных слоев, они отличаются по уровню подготовки и к каждому нужно было найти свой подход. В вузе об этом нам говорили мало, казалось, нас готовили к работе с образцовыми учениками – послушными отличниками. А таких не бывает. Когда я пришла на практику, увидела: подобных ребят там процентов 20. Учителя, конечно, помогали, пытались усмирить непосед на моих уроках, чтобы я могла работать, подсказывали какие-то профессиональные хитрости… Но практика показала лично мне, как сложно, оказывается, трудиться педагогом. Поэтому я окончила вуз и приняла решение искать другую работу. Думаю, отечественная педагогика ничего не потеряла. В школе должен работать тот, кто горит своим делом, любит детей, может их чему-то научить не для галочки, а по-настоящему.

Иван Г., 30 лет. Преподаватель физики, алгебры и геометрии в подмосковной школе:

Я не хотел работать педагогом – честно. Поступил «на учителя» потому, что не прошел в желанный московский вуз. Впереди маячила армия, медлить было нельзя и надо было идти хоть куда-нибудь. А потом, как говорится, втянулся. На первой же практике мне очень повезло, я попал в замечательную школу, где ко мне очень хорошо относились и взрослые учителя, и дети. Видно, мужчин в коллективе не хватает. Каких-то особых проблем с учениками не было и сейчас нет. Да – ребята не ангелы, но они и не должны ими быть. Возможно, потому что я сам их очень хорошо понимал или им тоже не хватало «мужской руки», но дисциплину и учебу удалось наладить. В дальнейшем я приходил на практику в ту же школу, а потом устроился в нее работать. Думаю, без практики во время студенчества я бы сильнее сомневался: моя это профессия или нет.

Татьяна, 56 лет. Преподаватель английского и французского, классный руководитель:

Студент просто не может быть полноценным учителем. Он приходит на месяц-другой, хочет только успешно сдать практику и забыть о ней, как о страшном сне. Большинство ребят в школах не останутся и даже не скрывают этого. Поэтому я особого смысла в такой практике не вижу. Да, она должна быть. Но не в том виде, в котором существует сейчас. В каком – не знаю. Наверное, нужно дольше и серьезнее работать, сначала помогать учителю как «подмастерье», втягиваться в учебный процесс. Смысл в том, чтобы девушка или юноша увидели и убедились, что основное в нашей работе – не часы и даже не проверка заданий, не бумажная волокита, а индивидуальное внимание каждому ученику, общение, которое не измеришь ни часами, ни деньгами.

Мария, 36 лет. Методист:

Студенческая практика в школе должна перестать быть «отбываловкой». Ее следует делать максимально интересной для студентов. Чтобы у них глазки загорелись, и они пришли работать в школу на позитиве, с намерением сделать что-то хорошее для детей. Вопрос – как? У меня нет ответа…

Петр Ф., 16 лет:

Прикольно, когда начинается практика. Новый человек никого в классе не знает, пока привыкнет, пока втянется, можно меньше учить. Если совсем честно, немного жалко студентов, они так волнуются, ну просто как отличники у нас в классе, что урок не ответят. Ну что ж – они сами выбрали профессию, никто их не гнал. Поэтому иногда хочется подшутить над практикантом. Не знаю, как другие, наш класс всегда вел себя по-доброму. Просто пусть не расслабляются.

Анна С., 15 лет:

У меня о последней нашей практикантке не очень приятные воспоминания. Она мне несправедливо снизила оценку и довела до слез. К счастью, наша родная учительница заступилась и в итоге оценку снизили самой практикантке. Если такие люди приходят в класс учить детей, как к ним по-хорошему относиться? Может быть, эта девушка задумается и либо изменит свой стиль преподавания, либо после вуза устроится куда-нибудь еще, только не в школу.

Вывод – практика нужна. Она помогает понять особенности работы педагога, хоть и не отражает ее полностью. Многим студентам именно практика помогает понять, стоит ли трудиться по специальности. Если бы она была интенсивнее, как считают многие учителя, с более полным погружением в профессию, в школах оставалось бы меньше людей, не приспособленных работать педагогами. С последним утверждением согласны и дети.

А что думаете вы?